24 500 ₽
Курс охватывает различные аспекты жанра still life: от традиций классического натюрморта до современных постфотографических практик
Still life: от натюрморта к объекту
Онлайн
12 занятий по 2,5 часа
О курсе
Практический онлайн-курс по работе с предметом в контексте творческих проектов и коммерческой фотографии.

На занятиях вы сможете проследить, как менялись смысловые и визуальные компоненты жанра «натюрморт» в течение истории, изучите основные тенденции и стилистические особенности изображения предметов в разные эпохи, научитесь современным подходам к работе с объектами.

Программа состоит из онлайн-занятий в реальном времени, видео-записей с техническим материалом, регулярных практических заданий и их анализа.

Курс будет интересен широкому кругу художников, работающих с фотографией, предметным фотографам, сет-дизайнерам. Вы сможете осознанно внедрять работу с объектами в свои проекты, научитесь использовать разные подходы к освещению, расширите свой кругозор в области современного искусства и фотографии.

Автор курса - художница Катя Селезнёва.
От автора
"Отношения между человеком и окружающими его предметами постоянно меняются. Мировые события трансформируют реальность и отношение к ней – мы вновь смотрим на вещи вокруг нас иначе. Актуализируются практики, связанные с конструированием объектов, взаимодействие со скульптурой становится значимой частью современного искусства, рекламной и проектной фотографии.

На курсе мы рассмотрим различные этапы взаимоотношений с предметом, как в формальном, так и в концептуальном смысле. Проанализируем исторические параллели, которые позволят лучше понять язык современной фотографии и перейти к осознанному использованию его в своей практике".
Основные темы курса
Классический натюрморт и символизм
XX век и модернистское прочтение натюрморта, модернистская скульптура
Реди-мейд и смена контекста
Arte povera
Pop art
Сюрреалистический объект
Рекламная фотография и фетиш
«Скульптура в расширенном поле» и практики минималистов
Weird objects

В оформлении этого блока использованы работы Caravaggio, Edward Weston, Marcel Duchamp, Mario Merz, Claes Oldenburg, Man Ray, Horst P. Horst, Donald Judd, Torbjørn Rødland.

На курсе вы научитесь
  • фотографировать и конструировать предметные композиции в контексте широкого спектра задач: предметная и арт-фотография, фотопроекты, сет-дизайн

  • находить и создавать нужные объекты для съёмок

  • разрабатывать концепции творческих или коммерческих проектов

  • уверенно выстраивать процесс работы, от идеи до публикации

  • анализировать работы современных художников и их методы

  • находить и понимать параллели между различными историческими подходами к натюрморту, создавать отсылки в своих фотографиях к произведениям авторов

  • работать с композицией и цветом в кадре

  • грамотно использовать любой свет в студии и неподготовленной локации
Работы студентов
Здесь выборочно представлены единичные фотографии.
Серии и проекты — ниже.
Екатерина Илюхина
Екатерина Илюхина
Екатерина Малафей
Анастасия Офицерова
Анастасия Офицерова
Александра Сайгина
Даша Герасимова
Павел Жданов
Екатерина Илюхина
Елена Таганова
Надежда Воробьева
Ирина Сермакшева
Марина Антонова
Лена Нечаева
Марина Почкаенко
Надежда Воробьева
Анастасия Офицерова
Ульяна Соболенкова
Екатерина Илюхина
Иван Озеров
Саша Кулагина
Полина Серёгина
Полина Серёгина
Екатерина Илюхина
Екатерина Илюхина
Екатерина Малафей
Анастасия Офицерова
Анастасия Офицерова
Александра Сайгина
Даша Герасимова
Павел Жданов
Екатерина Илюхина
Елена Таганова
Надежда Воробьева
Ирина Сермакшева
Марина Антонова
Лена Нечаева
Марина Почкаенко
Надежда Воробьева
Анастасия Офицерова
Ульяна Соболенкова
Екатерина Илюхина
Иван Озеров
Саша Кулагина
Полина Серёгина
Полина Серёгина
Структура курса
  • Живые онлайн-занятия
    Проводятся через Zoom. На всех занятиях важно и нужно общаться с преподавателем голосом, задавать вопросы, вступать в дискуссию.
  • Записи занятий
    Мы ведём записи всех занятий и даём доступ к ним на двое суток (48 часов) с момента завершения каждого занятия.
    В конце курса перед защитой диплома вы получаете доступ ко всем записям на 6 месяцев.
  • Домашние задания
    После каждой онлайн-встречи вы будете получать практическое домашнее задание, анализу и обсуждению которого всегда посвящена часть следующего занятия.
  • Интерактивные и групповые задания
    Помимо обычных домашних заданий, на курсе вам будут предложены различные формы группового и интерактивного взаимодействия.
  • Дополнительные материалы
    Вы получаете весь иллюстративный материал курса в виде pdf-файлов, а также специально подготовленные видео-записи о технических аспектах съёмки.
  • Чат
    Закрытый групповой чат в Telegram, где можно общаться и получать обратную связь от коллег и преподавателя в течение курса и даже после него.
Бесплатная открытая встреча с автором и ведущей курса Катей Селезнёвой.
Познакомьтесь с преподаваем, задайте любые интересующие вас вопросы о программе и системе занятий.
Бесплатная открытая встреча с автором и ведущей курса Катей Селезнёвой.
Познакомьтесь с преподаваем, задайте любые интересующие вас вопросы о программе и системе занятий.
Ознакомительное занятие
Ознакомительное занятие
Ведущая
Катя Селезнёва
Художница, автор курсов и лекций по современному искусству и проектной фотографии.

Работает с визуальными медиа и инсталляцией, задействуя в своей работе фотографию, объекты, видео и звук. Ключевой вопрос исследования связан с нестабильностью визуального образа и местом человека в современном медиапространстве. Ее интересы также лежат в области изучения гибкой природы коллективной и личной памяти.
Выпускница и преподаватель основной программы Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. Реализует проекты в сотрудничестве с музеями, галереями и самоорганизованными инициативами в России и Европе. Принимала участие в ярмарках современного искусства, среди которых Blazar, Cosmoscow и Photo Kyiv Fair. Работы находятся в частных коллекциях в России, Европе и США.

Подробнее...
Программа курса
12 занятий по 2,5 часа
  • Знакомство
Обзор программы курса. Материалы для самостоятельного изучения и организации работы

  • Практическая часть
Съёмка бытового натюрморта подручными средствами

  • Лекция
Формальный подход к объекту. Модернизм в живописи, скульптуре и фотографии
Введение. Предмет и образ
ЗАНЯТИЕ 1
  • Обсуждение домашнего задания

  • Лекция
Классический натюрморт и символическое значение объекта
Переосмысление традиций в современной фотографии
Роль света в построении и восприятии кадра
Классический натюрморт
ЗАНЯТИЕ 2
  • Обсуждение практического домашнего задания — групповая дискуссия
Дискуссия
ЗАНЯТИЕ 3
  • Обсуждение домашнего задания

  • Лекция
Реди-мейд, найденные объекты
Смена контекста и значения предмета, конструирование
Найденное и сконструированное
ЗАНЯТИЕ 4
  • Обсуждение работ участников

  • Лекция
Различные принципы объединения фотографий предметов в серии
Натюрморт в контексте проекта
ЗАНЯТИЕ 5
  • Обсуждение домашнего задания

  • Лекция
Сюрреалистический объект.
Значение фотографии в практике художников сюрреалистов и её переосмысление в XI веке
Рекламная фотография и фетиш
Сюрреалистический объект
ЗАНЯТИЕ 6
  • Обсуждение работ участников

  • Лекция
Способы и особенности презентации фотографий в цифровом пространстве
Презентация в цифровом пространстве
ЗАНЯТИЕ 7
  • Обсуждение домашнего задания

  • Лекция
Объект в пространстве: минималисты и скульптура в расширенном поле
Ленд-арт и уличные практики
Опыт присутствия
ЗАНЯТИЕ 8
  • Обсуждение практического домашнего задания, групповая дискуссия
Дискуссия
ЗАНЯТИЕ 9
  • Обсуждение домашнего задания

  • Лекция
Возвращение к объекту
Weird objects
Скульптура для фотографии
Weird objects
ЗАНЯТИЕ 10
  • Обсуждение работ участников

  • Подготовка к итоговой презентации проектов
Работа над проектом и инструменты исследования
ЗАНЯТИЕ 11
  • Показ и обсуждение проектов участников, подведение итогов курса

  • Вопросы и ответы
Презентация финальных серий
ЗАНЯТИЕ 12

В оформлении программы использованы фотографии студентов школы: Софии Керт, Игоря Пехтерева, Марии Духовской, Анны Афанасьевой, Марины Почкаенко, Екатерины Рожковой.

Отзывы студентов
2018 г.
Обучение стало для меня настоящим открытием, которое сильно повлияло на мою жизнь.
2020 г.
Команда преподавателей делает всё и даже больше, чтобы обучение было интересным, понятным и комфортным для каждого студента. Ты всегда можешь обратиться за помощью, советом и точно знаешь, что тебе помогут и подтолкнут в нужную сторону, если зашёл в тупик или чего-то не понял.
2020 г.
Здесь преподают люди, для которых фотография — это жизнь и целый мир, и они очень комфортно и бережно помогут тебе открыть его для себя. Для меня эта школа стала вторым домом на целых 1,5 года, здесь я получила неоценимый опыт и поддержку преподавателей и сокурсников, нашла направление для дальнейшего развития в жизни.
2023 г.
После этого я прошел большую часть курсов школы, отдельно хочется отметить курс Екатерины Селезневой по студийному свету.
2017 г.
Для меня это самое прекрасное, настоящее и лучшее место для обучения фотографии...
2018 г.
Это моё лучшее интеллектуальное и дружественное приобретение.
2019 г.
Катя очень талантливый преподаватель, она прекрасно все объясняет и показывает, ее всегда интересно слушать, критика очень деликатная, всегда по делу. Если есть сложности, она всегда готова направить и помочь. После курса остался огромный запас вдохновения и куча знаний.
2019 г.
Занятия грамотно построены, все примеры — это работы известных фотографов и художников. Очень интересные домашние задания, которые позволяют тебе развиваться. Каждому студенту тут дают открыться и помогают подсказать свои творческий путь.
2019 г.
Я в восторге от Кати и ее курсов. Нереально крутая продуманная и увлекательная программа, сочетающая в себе как развитие технических навыков, так и насмотренности.
2015 г.
Два с половиной месяца прошли на одном дыхании. Курс построен очень ярко, интересно и просто. Спасибо. Вы крутые)!
Проекты выпускников
Анастасия Офицерова
Pieces of Presence
Недавно эмигрировав из Петербурга в Лос-Анджелес, Анастасия начала исследовать город, документируя окружающее на мобильный телефон и собирая найденные на улице предметы.

Впоследствии объекты на фотографиях, в том числе — собственная тень, стали материалом для создания коллажей, через которые автор символически присваивает себе новую реальность, поднимая вопросы идентичности и адаптации в новом социокультурном контексте.

2024 г.

Даша Герасимова
Без названия
В этой работе, через наблюдение, блуждание и взаимодействие с предметами, Даша размышляет над собственным отношением к месту, в котором живёт, транслируя при помощи фотографии состояние между бодрствованием и сном.

2024 г.

Екатерина Илюхина
15:46
В проекте «15:46» художница работает с циклом взаимодействия четырёх элементов — огня, воды, воздуха и земли. Огонь взаимодействует с воздухом, нагревая замёрзшую воду. Наблюдая за тем, как выжигаются формы из снега, художница отстраняется от самого процесса образования формы. Получившиеся пустоты заливаются гипсовым раствором, обретая твёрдость.

В этой работе Кате важна процессуальность и наблюдение за меняющейся средой: «Я сделала довольно много попыток съемки свечей на открытом пространстве, и впоследствии это превратилось в ежедневный ритуал.
Свободно следуя за процессом, я доверяю происходящему, балансирую между своими ощущениями и внешними обстоятельствами».

2024 г.

Егор Гаврилин
Автор размышляет о вкусовых ощущениях и возможности их перевода на визуальный язык.

Будучи человеком неспособным, по собственному мнению, различать тонкие вкусы, в процессе экспериментов он с удивлением обнаружил, что концентрация внимания позволяет ему различать нюансы, ранее остававшиеся незамеченными.

Это личное открытие побудило его глубже задуматься о природе вкуса и его значении. В рамках работы над проектом он берет интервью у экспертов, стремясь понять, как люди, обладающие тонким восприятием вкусов, управляют этим чувством и как это влияет на их жизнь.

Проект находится на этапе разработки.

Марина Почкаенко
Отпечатки личных вещей, оставшихся от человека, с которым художница была знакома с детства. Размышление о воспоминаниях, переданных через предметы.

Марина накрывает их специально обработанной тканью, сохраняющей форму вещей. После чего сам предмет удаляется, и только его очертания остаются на фотографии.

2024 г.

Катя Перфильева
Случайность и тотем
«Балийская повседневность организована вокруг религиозных церемоний и древних традиций. Не только живая природа, но и бытовые предметы одушевляются, наделяются сакральным смыслом и правилами, как с ними обходиться.


Например, объекты, найденные на пляже, органические или нет, лучше не уносить с собой «без разрешения» океана. Океан делает свой выбор совершенно случайно и вместе с мусором и костями животных, выбрасывает на берег предметы ритуального значения, разбирая их на детали, смешивая с другими и лишая своей сути.

Пользуясь этой случайностью, я собираю найденные на пляже объекты в новые тотемы и конструирую открытое поле для нового магического смысла или его полного отсутствия».

2024 г.

Ульяна Соболенкова

Полина Серёгина
Случайно найденное
В своей серии Полина документирует аспекты повседневного окружения, фокусируясь на самообразовавшихся скульптурах, которые обычно остаются незамеченными. Через интуитивный процесс поиска художница трансформирует случайные комбинации форм в визуальное повествование.

Изображения стройки и благоустройства среды передают переживание разрыва с прошлым и формирования новой идентичности вдали от родины, транслируя весь спектр эмоций — от чувства утраты до обретения нового дома.

Ближайшие программы
          Помощь с выбором курса
          Нужна помощь с выбором курса?
          Расскажем о наших программах, посоветуем бесплатные ознакомительные уроки, поможем подобрать обучение