Авторский курс, направленный на изучение визуального языка фотографии и создание высказывания через серию изображений. Для широкого круга фотографов и художников
Фотография и визуальное мышление
Онлайн
15 занятий по 2,5 часа
Фото © Ольга Волянская
Студентка курса
26 500 ₽

Практический курс, в ходе которого участники формируют представление об особенностях визуального языка фотографии и построении высказывания через серии и фотопроекты.


Лекции, дискуссии, домашние задания и совместная работа помогают разобраться с тем, как считывается изображение и что влияет на восприятие образа.


На занятиях усваиваются новые алгоритмы поиска сюжетов съёмки, закладываются основы личного визуального почерка.


В результате обучения вы создадите свой персональный проект и представите его группе.


Структура курса
  • Живые онлайн-занятия
    Проводятся через Zoom. На всех занятиях важно и нужно общаться с преподавателем голосом, задавать вопросы, вступать в дискуссию.
  • Записи занятий
    Мы ведём записи всех занятий и даём доступ к ним на двое суток (48 часов) с момента завершения каждого занятия.
    В конце курса перед защитой диплома вы получаете доступ ко всем записям на 6 месяцев.
  • Домашние задания
    После каждой онлайн-встречи вы будете получать практическое домашнее задание, анализу и обсуждению которого всегда посвящена часть следующего занятия.
  • Интерактивные и групповые задания
    Помимо обычных домашних заданий, на курсе вам будут предложены различные формы группового и интерактивного взаимодействия.
  • PDF-материалы
    После каждого теоретического занятия вы получаете весь иллюстративный материал в виде pdf-файлов.
  • Чат
    Закрытый групповой чат в Telegram, где можно общаться и получать обратную связь от коллег и преподавателя в течение курса и даже после него.
Программа
15 занятий по 2,5 часа
ЗАНЯТИЕ 1
  • Визуальное мышление в контексте современной фотографии

  • Фотопроект как визуальное переосмысление

  • Визуальный образ. Знак, символ, метафора. Реди-мейд

  • Как развить визуальное мышление и выстроить диалог со зрителем на языке изображений
ЗАНЯТИЕ 1
Введение
  • Визуальное мышление в контексте современной фотографии
  • Фотопроект как визуальное переосмысление
  • Визуальный образ. Знак, символ, метафора. Реди-мейд
  • Как развить визуальное мышление и выстроить диалог со зрителем на языке изображений
ЗАНЯТИЕ 2
Решающий момент
  • Категория времени в визуальном иносказании
  • Решающий момент и документальная фотография в XX—XXI вв.
  • Пластическая, эмоциональная и сюжетная составляющие решающего момента
  • Фотография как знаковая система. Изображение и изображаемое
ЗАНЯТИЕ 3
Размерность
  • Объект и его размер в контексте кадра, серии, экспозиции
  • Стаффаж в живописи и фотографии
  • Акцентирование и смена восприятия через уменьшение или увеличение элементов изображения
  • Размерность как сюжет. Пустота
ЗАНЯТИЕ 4
Ракурс
  • Ракурс: от опытов конструктивистов начала XX века до съёмки с дронов
  • Виды ракурса. Смысловая и эмоциональная составляющие различных видов ракурса
  • Ракурс как средство переосмысления сюжета в фотопроектах
ЗАНЯТИЕ 5
Динамика и статика
  • Как считывается динамика в неподвижном изображении
  • Виды визуальной динамики и статики
  • Динамика в разных медиа: фотография, живопись, кинетические объекты
  • Движение и отсутствие движения как средство переосмысления сюжета в фотопроектах
ЗАНЯТИЕ 6
Связь и ритм
  • Визуальное единство в контексте одной фотографии и фотопроекта
  • Ритм: от декоративности к содержанию
  • Повторяемость как смысл, сюжет или конструктивная основа изображения
ЗАНЯТИЕ 7
От изображения к серии
  • Визуальное единство. Критерии и методологии объединения визуальных образов в серии
  • Повторяемость как смысл, сюжет или конструктивная основа изображения
  • Нарративные и ассоциативные методы работы с последовательностью фотографий. Эффект Кулешова
ЗАНЯТИЯ 8 - 9
Пикториализм
  • Разрушение, деградация, деконструкция. Способы ухудшения изображений: от аналоговых носителей до цифрового шума
  • Пикториализм и эстетика «плохих» фотографий
  • Правомерность и смысл пикториализма в контексте истории фотографии и с позиции современности
ЗАНЯТИЕ 10
Визуальный язык
  • Визуальный язык, художественный метод, стиль
  • Визуальный язык как средство объединения изображений в серию
  • Целесообразность, методы и особенности использования нескольких визуальных языков в одном проекте
ЗАНЯТИЕ 11
Свет
  • Свет в живописи и фотографии: точки соприкосновения, различия
  • Импрессионизм и исследование света с позиций современной фотографии
ЗАНЯТИЕ 12
Цвет и форма
  • Цвет и форма: от XIX века к современности
  • Авангардная живопись и ранняя фотография в контексте истории XX века. Поиск форм и формальная выразительность
  • «Новая вещественность», европейский и американский модернизм
  • Цветная фотография — от любительских практик д музеев современного искусства
ЗАНЯТИЕ 13
Пространство
  • Пространство, плоскость, перспектива
  • Визуальные и ментальные особенности считывания объёма в изображении, их взаимосвязь и способы интерпретации
  • Пространство как иллюзия в плоскости. Плоскость как симуляция пространства
  • Фотография как симулякр
ЗАНЯТИЯ 14 - 15
Подведение итогов
  • Отбор материалов к финальным проектам, обсуждение идей участников курса
  • Разбор финального группового задания. Вопросы и ответы
  • Презентация дипломных работ, дискуссия, подведение итогов курса

В оформлении программы использованы фотографии студентов курса: Ларисы Гончаровой, Марии Бабушкиной, Анны Башиловой, Насти Адамчук , Полины Яблонской, Надежды Родионовой, Кристины Троицкой, Бориса Макарова, Тимура Кемельбаева, Анастасии Тищенко.

Вы научитесь
Считывать визуальные образы в работах классических и современных авторов, распознавать различные стили и направления фотографии и смежных медиа
Анализировать композиционную и смысловую структуру отдельных изображений и серий
Применять необходимые для ваших задач средства визуального языка, комбинировать различные способы работы с последовательностью изображений
Использовать иносказания, образы, метафоры. Находить нужные вам сюжеты в повседневной реальности или пересоздавать их, используя выразительные средства фотографии
Работать с сериями и фотопроектами. Выстраивать визуальные нарративы, передавать содержательные аспекты посредством изображений
Учитывать культурный контекст при работе с фотопроектами. Применять методы и приёмы, релевантные полю современной фотографии и визуальной культуры
Бесплатное ознакомительное занятие с презентацией программы.
Познакомьтесь с преподавателем.
Задайте любые вопросы о курсе.
Бесплатное ознакомительное занятие c презентацией программы.
Познакомьтесь с преподавателем.
Задайте любые вопросы о курсе.
Открытая лекция
Открытая лекция
Автор и ведущий курса
Владимир Селезнёв
Художник, работающий с фотографией. Профессиональный преподаватель, автор образовательных программ по фотографии, сооснователь и руководитель Polezreniya.

Занимается преподаванием c 2010 года. За это время выпускниками курсов Владимира стали десятки российских и зарубежных художников, работающих в поле современной фотографии.
В своей художественной практике отдаёт предпочтение долгосрочным пост-документальным проектам.

Лауреат премий PhMuseum 2024 Photography Grant (Италия), Encontros da Imagem Discovery Awards 2024 (Португалия), International Photography Grant, «Серебряная камера» (от Мультимедиа Арт Музей, Москва) и других; автор книги «Oseyev», экземпляры которой хранятся в частных и публичных коллекциях России, Европы, США, в том числе — в библиотеке Музея современного искусства «Гараж» и Josef Chladek collection.

Подробнее...
Проекты студентов
На работу с проектом отводится 2 - 3 недели
Артём Глухан
Похъёла
Проект «Похъёла» возник во время путешествия автора по Карелии в места, где разворачивался карело-финский эпос Калевала.

В основе эпоса лежит противостояние двух миров — Калевалы, где рождались герои, и Похъёлы — области холода и тьмы, ассоциируемой со страхами и опасностями. Несмотря на это, Похъёла была не просто местом сосредоточения того, чего боялись люди: герои из Калевалы отправлялись туда за невестами, сокровищами, колдовскими атрибутами.

Изучая местность, автор ищет признаки её мифологического прошлого. Будто следуя за героями Калевалы, он обнаруживает магические артефакты и следы описанных событий. Фотография здесь выступает в роли посредника, позволяющего им проявиться, а тёмное время суток и скользящий свет вспышки превращают пространство в мифическое место действия.

2021 г.

Надежда Родионова
Эхо света
"Мир бесповоротно изменился. Не желая смиряться с текущей реальностью, я конструирую для себя иную.

Коллекционирование слабого света в окружающей меня темноте помогает переосмыслить привычные вещи, восстановить их образы, вернуть им смысл.

Съемная квартира, автобусная остановка и городской парк у дома становятся пространством поиска новых значений взамен тех, что, кажется, утрачены навсегда".

2024 г.

Мария Махмурова

Полина Яблонская
Safe Place
Серия о поиске безопасного места и возвращении в деревенский дом, где художница провела своё детство.

2024 г.

Костя Богач
Бессонница
Работа, навязанная бессонницей.

Летняя ночь. Жара и духота в мегаполисе.

Снимая в полной темноте на камеру с завышенными значениями iso, автор фиксирует фрагменты и детали пространства, которые не распознаёт человеческий глаз.

Алгоритмы обработки изображения, встроенные в камеру, изменяют фактуру предметов, создавая собственную, хоть и более видимую, но, кажется, ещё менее правдоподобную реальность, чем та, которую воспринимает герой серии, перемещаясь по квартире, из комнаты в кухню и обратно, между короткими периодами полусна.

2021 г.

Александра Лепёхина

Анастасия Антонюк Португалия
Визуальный дневник, инспирированный эмиграцией в Португалию. Мысли о семье, новом доме и своём месте в незнакомой стране.

2020 г.

Ольга Калинина
Эта серия собрана из фрагментов фотографий, опубликованных когда-то автором в своих социальных сетях.

«Сегодня по прошествии времени я уже не воспринимаю эти фотографии как свои собственные, – говорит художница. – Я смотрю на них, как сторонний зритель, на экране монитора. Мне неинтересны сами снимки, но в некоторых из них есть то, что осталось когда-то незамеченным, было проигнорировано за отсутствием важности или сюжетной ценности. Я рассматриваю и делаю значимым то, чему не придавала значения во время съёмки, то, что исчезнет навсегда, после того как интернет «забудет» эти фотографии».

2022 г.

Настя Желтова
Изоляция
Проект, сделанный в период пандемии 2020 года, об изоляции, одиночестве, пересечении и конфликте интересов двух разных, но постоянно находящихся в пространстве небольшой квартиры людей – мамы и дочери.

В своей работе Настя выступает одновременно как автор и как персонаж своего исследования.

2020 г.

Настя Адамчук
Серия о болезни и страхе потери близкого человека.

2023 г.

Александра Мареева

Ксения Костомарова
Раменское

Мария Бабушкина
20:21
В этой работе автор обращается к воспоминаниям, связанным с психическим расстройством и задается вопросом о том, как фотография может стать свидетелем и отражением этого периода и памяти о нём.

Используя камеру как инструмент анализа пройденного пути и выстраивая повествование нелинейно, автор создает отсылки к обрывкам образов из прошлого.

2023 г.

Сергей Горяев

Павел Жданов
Электрички.
Москва, 2022 г.

Марина Почкаенко
Фрагмент визуального дневника из путешествия по Швейцарии.

2019 г.

Наталья Молодых
Белое

Отзывы о курсе
2023 г.
Свой прогресс за оба курса я явно прослеживаю, вижу как меняется восприятие не только фотографическое, но и искусства и мира в целом, это очень мощный опыт, который заставляет задуматься о многом.
2020 г.
Мое мышление полностью перевернулось. У меня поменялись интересы, появился новый круг общения. Первое время я вообще смотрел на мир как под наркотиками, и в каких ситуациях только не оказывался, когда выполнял дз для занятий. Я сделал свой первый проект в жизни, потратил на него кучу времени и сил. Я стал получать удовольствие от поиска идей, самой работы и полученного результата. В какой-то степени я стал осмысленнее смотреть на свою жизнь и мир вокруг.
2021 г.
Важной для меня стала проектная составляющая курса. Она позволила мне переосмыслить сам подход к процессу фотографирования. Исследование и самоисследование, выработка концепции, формулирование высказывания, поиск подходящего визуального языка — как это не просто, но как это затягивает и интригует.
2018 г.
Это моё лучшее интеллектуальное и дружественное приобретение.
2021 г.
Самое клёвое, что преподаватели в школе - открытые, непредвзятые и вдохновляющие люди. Никто никому ничего не навязывает, все открыты к дискуссии и поэтому бомбически круто, плодотворно и комфортно здесь учиться.
2023 г.
Рекомендую тем, кто хочет снимать в современном контексте и работать в поле современного искусства, но пока не знает, откуда начать или какую форму придать своей деятельности. Комфортно, интересно, очень понравилось.
2018 г.
Обучение стало для меня настоящим открытием, которое сильно повлияло на мою жизнь.
2022 г.
Период обучения на этом курсе оказался для меня одним из лучших в жизни. Благодаря Владимиру я по-настоящему влюбился в фотографию. Курс оказался выше всех моих ожиданий - отличная структура и продуманность, интересные домашние задания, доходчивое объяснение и корректные ответы на вопросы. Я узнал много нового, начал мыслить и смотреть на вещи иначе.
2019 г.
Ключевая особенность школы, на мой взгляд, состоит в последовательном
погружении в фотографию, как систему кодирования и познания окружающего
мира. В процессе обучения на курсе «Развитие визуального восприятия»
внимание уделяется не только изучению приёмов и методов работы с фотографическим, но также осмыслению идей и концепций стоящих за ними.
2019 г.
By combining strong theoretical knowledge with very practical assignments, the courses I have attended enabled me to develop my own projects, to identify my visual style and to locate my practice in the wider context of contemporary art photography.
2019 г.
Владимир - отличный преподаватель с огромным опытом и пытливым взглядом, занятия проходят на одном дыхании, человек не навязывает свою точку, а зрения, а подводит к тому, чтобы это точка зрения появилась у его студентов.
2020 г.
Владимир очень интересно, а главное - понятно рассказывает
материал, полностью погружает и сам погружается в процесс обучения со студентами. Время на занятиях пролетает незаметно. Отдельно отмечу домашние задания, которые оригинальные, необычные, а иногда даже
непредсказуемые.
2020 г.
Здесь преподают люди, для которых фотография — это жизнь и целый мир, и они очень комфортно и бережно помогут тебе открыть его для себя. Для меня эта школа стала вторым домом на целых 1,5 года, здесь я получила неоценимый опыт и поддержку преподавателей и сокурсников, нашла направление для дальнейшего развития в жизни.
2018 г.
Очень эмоциональный и трудный путь пройден! Не переоценивая, скажу, что открыл он мне на много, много больше, чем просто умение видеть, позволил преодолеть себя, свои старые замшелые утверждения, открыться к новому, найти в себе новые сильные стороны и области для развития.
2023 г.
Приходится задумываться о том, что тебе вообще важно и причем тут фотоаппарат. Но со всеми этими мыслями ты не остаешься один - поддерживающие комьюнити из близких по ценностям людей остается и после обучения.
2019 г.
Интересный материал, большое количество практики, детальные разборы домашних заданий преподавателем вместе со всеми студентами и, конечно же, сам преподаватель с большим опытом работы и внимательным отношением к каждому студенту — все это действительно помогает иначе взглянуть на фотографию и окружающее нас пространство в целом.
2022 г.
Для меня очень важна системность в обучении: не могу воспринимать информацию в хаотичном потоке. Екатерина и Владимир отличные лекторы, они делятся огромным количеством крутых фотопроектов современных авторов, базу которых собирали много лет.
2019 г.
Курс авторский, с интересными квестами, практиками, подробным профессиональным разбором работ как известных мастеров фотографии так и тех, которые делают студенты в качестве домашних заданий.
2013 г.
Обучение у Владимира было для меня самым полезным, вдохновляющем и прекрасным занятием за всю жизнь! Манера общения и преподнесения материла порадовала с первого занятия.
2013 г.
Лучший, на мой взгляд, курс для тех, то любит фотографию как искусство и ищет в ней своё место.
2019 г.
В школе не просто учат пользоваться камерой (что и было изначально моей целью), а полностью меняют ваше представление о мире и понятия о красоте.
2013 г.
Что можно сказать о курсе «Развитие визуального восприятия», где лично я полностью поменял свое представление о фотографии, только то, что мне это
"взорвало мозг"...
Избранные фотографии участников курса

Ближайшие программы
          Помощь с выбором курса
          Нужна помощь с выбором курса?
          Расскажем о наших программах, посоветуем бесплатные ознакомительные уроки, поможем подобрать обучение