85 000 ₽
Современная фотография.
Практика визуального исследования

Годовая программа, охватывающая все ключевые методы создания проектов в поле документальной и арт-фотографии.

Теоретические занятия, практические модули, групповые дискуссии, ридинг-классы. Полное погружение в теорию и практику из любой точки мира.


Небольшая группа до 12 человек для создания доверительной атмосферы, плодотворных дискуссий и индивидуального подхода к каждому студенту.


По окончании курса вы создадите персональный проект, готовый для показа в российских и международных институциях, и представите его на открытой защите с приглашёнными фотографами и экспертами.

Структура обучения
  • Лекции
    Теоретические занятия 2,5 часа с каждым из преподавателей. Лекционный материал, диалог и обмен мнениями между участниками.
  • Домашние задания
    Практические задания, направленные на развитие визуального мышления, навыков съёмки, умения разрабатывать концепции, оформлять и доносить свои идеи до зрителя.
  • Дискуссии
    Занятия по 3 часа с двумя преподавателями. Групповые обсуждения теоретических вопросов, разбор домашних заданий и персональных проектов участников курса.
  • Ридинг-классы
    Обсуждение ключевых критических текстов XX — XXI вв., необходимых для понимания того, как функционируют искусство и фотография в современном мире.
  • Записи занятий
    Мы ведём записи всех занятий и даём доступ к ним на двое суток.
    В конце курса перед защитой диплома вы получаете доступ ко всем записям на 6 месяцев.
  • Видео-материалы
    Для того, чтобы вы могли лучше освоить технический материал курса, мы записали видео, в которых демонстрируем работу с различными видами освещения, показываем отбор файлов и методы обработки. Все видео-материалы доступны в течение курса и 6 месяцев после его окончания.
  • PDF-материалы
    Вы получаете весь иллюстративный материал после каждого теоретического занятия в виде pdf-файлов на неограниченное время.
  • Консультации
    Три групповых консультации по завершении основной программы курса с участием двух преподавателей. Ведение персональных проектов и подготовка к защите дипломных работ.
  • Диплом
    Открытый финальный показ и обсуждение персональных проектов студентов курса.
    Участвуют оба куратора, а также приглашённые фотографы и эксперты.
  • Чат
    Закрытый групповой чат в Telegram, где можно общаться и получать обратную связь от одногруппников и преподавателей в течение курса и после него.
От авторов
Авторы и кураторы курса: Владимир Селезнёв, Катя Селезнёва
Фотография сегодня существует во множестве воплощений. Более не обязанная считаться документом, она расширяет свои границы, захватывает поле любительского или рекламного изображения, заходит на территорию современного искусства. Став неотъемлемой частью нашего существования, она обретает язык, приглашающий как автора, так и зрителя к размышлению и интерпретации.

Этот курс разработан как система изучения визуального языка и способов выстраивания проекта в поле современной документальной и арт-фотографии. На занятиях мы обсуждаем и предлагаем опробовать на практике различные методы переосмысления реальности и новые формы работы с изображениями. Теория подкрепляется домашними заданиями, групповыми дискуссиями, ридинг-классами.

Мы придерживаемся принципов современного образования, поэтому выстраиваем диалог со студентами через обмен мнениями и взаимное обучение, практику и игру, рефлексию и поддерживающую обратную связь.

Основной задачей студентов является создание высказывания в формате персонального фотографического проекта, фотокниги или зина. Курс будет интересен тем, кто хочет научиться излагать свои мысли через фотографию, рассказывать истории, конструировать визуальные и концептуальные нарративы.

Мы ждём всех, кто ищет себя в современной визуальной культуре, открыт новым знаниям, готов погрузиться в исследование окружающего мира и самого себя.
Основные темы
Фотография в историческом и современном контексте

  • Фотография, что это? Изображение. Копия. Репродукция. Высказывание. Культурный феномен. Медиум

  • «Художник» и «фотограф» в XIX—XXI вв.

  • Фотография в исторической парадигме: от репрезентации к переосмыслению

  • Фотография в контексте современного искусства
Фотография в историческом и современном контексте
  • Фотография, что это? Изображение. Копия. Репродукция. Высказывание. Культурный феномен. Медиум
  • «Художник» и «фотограф» в XIX—XXI вв.
  • Фотография в исторической парадигме: от репрезентации к переосмыслению
  • Фотография в контексте современного искусства
Визуальный язык
  • Визуальный язык и позиция художника
  • Функции фотографии и зрительское восприятие
  • Методы анализа изображений
  • Технические аспекты работы с дополнительным освещением: особенности выбора и использования осветительного оборудования, совмещение источников света, обработка фотографий
  • Свет как сюжет, инструмент и способ переосмысления
Фотография: воспроизведение, тиражирование, повторяемость
  • Проблемы технической воспроизводимости произведений искусства и способы их осмысления в современной визуальной культуре
  • Типология и каталогизация
  • Отстранённость и вовлечённость
Фотография и объект
  • Реди-мейд и произведение «без автора». Переосмысление критериев искусства в XX—XXI вв.
  • От скульптуры к объекту. Объект в пространстве. Инсталляция
  • Объект в фотографии. Остранение. Смена контекста и сконструированная реальность
Перформативная фотография
  • Перформанс и выход за пределы изображения
  • Документация перформанса, перформативная фотография
  • Перформативность в постановочной и непостановочной съёмке
  • Реэнактмент
Документальность в эпоху пост-правды
  • Документальная фотография — медиум, «которого не было»
  • Инструменты классической и современной документалистики: от аналоговой фотографии к искусственному интеллекту
  • Доверие к фотографии: причины, следствия, возможность манипулирования
Пост-документальность
  • Документальные и художественные проекты в современном мире. Соприкосновения и различия
  • Пост-документальная фотография, спекулятивная документалистика, мокьюментари
  • Миф как универсальная структура и гиперреальность. Роль мифологии в современном пост-документальном исследовании
После фотографии
  • Практика присвоения, заимствования и переосмысления элементов существующих произведений и культурных объектов в современном искусстве и фотографии
  • Апроприация. Истоки, развитие, тенденции, актуальность
  • Использование изображений из личных архивов и открытых источников в фотопроектах
  • Выход за пределы фотографии. Коллаж и цифровые манипуляции
  • Фотография как объект, фотоскульптура
Работа над персональным проектом
  • Поиск идей, методы и этапы исследования
  • Планирование, эксперименты, работа с мудбордом
  • Написание текстов, продвижение
  • Фотография в digital-среде и выставочном пространстве

В оформлении программы использованы фотографии студентов курса: Дмитрия Хвана, Ивана Озерова, Натальи Рассказовой, Елены Тагановой, Марии Гостевой, Юлии Тройслит, Саши Стакановой.

Вы научитесь
Проходить все этапы создания проекта: от разработки идеи и создания мудборда до финальной презентации
Ориентироваться в способах построения визуального высказывания, выбирать наиболее подходящие способы под свои задачи, сочетать различные методы и визуальные языки
Использовать различные визуальные методы для работы с изображениями. Создавать технологичные фотографии или, наоборот — осознанно снимать в любительской эстетике
Понимать технологию съемки и производства изображений, работать с естественным и искусственным освещением в любых условиях
Задавать вопросы и осмыслять функции изображения при помощи критических текстов и современной теории
Проводить исследование, находить идеи, которые отражают ваши ощущения и при этом отвечают актуальным запросам современности
Писать сопроводительные тексты к собственным работам, определять и отстаивать свою позицию
Анализировать фотографию как часть современного мира и визуальной культуры
Курс в цифрах
  • 14 занятий по 3,5 часа

    Дискуссии, обсуждения домашних заданий, ридинг-классы. Участвуют оба преподавателя.
    Живые Zoom-конференции + записи
  • 33 занятия по 2,5 часа

    Теоретические занятия с одним из преподавателей.
    Живые Zoom-конференции + записи
  • 3 консультации

    Групповые консультации перед защитой финальных проектов. Участвуют оба преподавателя.
    Живые Zoom-конференции + записи
  • 4 видео

    Предзаписанные видео-уроки продолжительностью от 20 минут до часа с технической информацией и бэкстейджами съёмок
  • ~ 8 месяцев

    Продолжительность программы без учёта преддипломных консультаций и финального показа проектов
  • 12 человек

    Небольшая группа до 12 человек для индивидуального подхода к каждому студенту и комфортной атмосферы на занятиях
Авторы и кураторы курса
  • Владимир Селезнёв
    Художник, работающий с фотографией. Профессиональный преподаватель, автор образовательных программ по фотографии, сооснователь и руководитель Polezreniya.

    Занимается преподаванием c 2010 года. Как фотограф работает с долгосрочными пост-документальными проектами. Лауреат премий PhMuseum Grant (Италия), Encontros da Imagem Discovery Awards 2024 (Португалия), International Photography Grant и других.

    Подробнее
  • Катя Селезнёва
    Художница, автор курсов и лекций по современному искусству и проектной фотографии.

    Работает с визуальными медиа и инсталляцией, задействуя в своей работе фотографию, объекты, видео и звук. Ключевой вопрос исследования связан с нестабильностью визуального образа и местом человека в современном медиапространстве. Ее интересы также лежат в области изучения гибкой природы коллективной и личной памяти.

    Подробнее
FAQ
Проекты студентов
Roxana Savin
I’ll be late tonight
2020 г.
"I'll be late tonight" — автобиографический проект, который Роксана Савин снимала с 2012 по 2020 год.

В книге показаны фрагменты жизни состоятельных экспатриантов в закрытой резиденции на окраине Москвы. Мужчины здесь работают, а женщины занимаются хозяйством. Других вариантов отношений не предусмотрено. За внешними обеспеченностью и лоском интерьеров скрывается необходимость поддерживать видимость идеальной жизни, замалчивать проблемы, связанные с приспособлением к новой стране или воспитанием детей, не показывать психологический дискомфорт и разочарования в домашней работе, кризис брака и отношений.

Время своего пребывания в резиденции Роксана описывает как период потери идентичности. «Мои фотографии могут казаться спокойными, — говорит художница. — Но в них меня волнует напряжение между явным и скрытым».

Наталья Рассказова
Время скорлупы
2020 г.
В своём проекте Наталья находит способы работы с фотографией в ограниченных условиях самоизоляции весной 2020 года.

Материалом становятся окружающие бытовые предметы. В натюрмортах они утрачивают свою утилитарность и образуют новые связи. Процесс создания абсурдных композиций из банальных объектов, появляющихся в квартире благодаря доставке продуктов, становится для автора рутиной, как и та внешняя реальность, которая ещё до недавних пор казалась невозможной.

Когда всё сподручное было отснято, Наталья решила, что остаётся снимать только яичную скорлупу. Впоследствии проект получил название «Время скорлупы» — сочетание слов, выражающее глухое уныние и слом привычного в поисках новых возможностей.

Иван Озеров
ἀνάμνησις *
2022 г.
«…Мое путешествие проходит по территории России, и на этом пути я обнаруживаю осколки общего мифа. Становясь протагонистом, встречая „противников и помощников, соблазны и опасности“, посредством фотографии я создаю свой собственный миф, отличный от других, но столь же универсальный, как и мифы, созданные до меня.».

*Ана́мнесис (греч. ανάμνησις — воспоминание) — в христианстве часть евхаристической молитвы, на которой вспоминаются дела истории спасения человечества.

Дмитрий Печурин
Бояться нечего
2020 г.
«Привычный, знакомый мне с детства, район Москвы вызывает ощущения дома, стабильности, безопасности. Подозревать в нём что-либо страшное — нелегко.

Раньше я часто слышал пугающие истории про эти места, но никогда не придавал значения слухам, пока в перспективе не появилась потенциальная угроза.

В поисках истины мне приходится метаться между эмоциональным отрицанием и чистыми фактами, которые вынуждают меня осознать, что проблема существует».

Артём Глухан
Дистанция
2023 г.
«34 года назад в первом классе я познакомился с Асей. Теперь мы живем вместе, у нас есть двое детей и три кота. За это время дистанция между нами постоянно изменялась — иногда мы как будто сидим вместе на берегу, а иногда между нами бесконечное море. Связь между нами иногда превращалась в веревку, которая нас связывала и душила, а иногда превращалась в нить, которая помогла выбраться на свет. Мы учились жить вместе, искали друг друга, потом отталкивали, потом искали снова. Я вижу Асю почти каждый день, но каждый раз с разного расстояния.»

Павел Борисов
Эврика
2022 г.
«Пущино — один из немногочисленных советских наукоградов, практически полностью сохранивших в российскую эпоху свою внешнюю и внутреннюю идентичность. Как и десятилетия назад, он является одним из центров современной науки, в его институтах работают ведущие учёные и исследователи.

Находясь в Пущино, чувствуешь себя немного не в своём времени. Кажется, что ты попадаешь в неизведанные фантастические миры, где каждая непонятная тебе вещь создана для каких-то удивительных целей. Мнимая очевидность рассказов сотрудников научных лабораторий завораживает и пугает — кажется, будто разговариваешь на разных языках с пришельцами с другой планеты…»

Елена Таганова
СНТ
2023 г.
На майские праздники я поехала на дачу и пошла гулять с фотоаппаратом на свой почти заброшенный участок. Я смотрела на то, как участки моих детских друзей пустеют, а дома превращаются в призраки. Поначалу мне просто нравилось снимать лес, эти дома и улицы, но постепенно я стала больше размышлять о том, как на основе личной истории передать опыт коллективной памяти о феномене СНТ.

Ирина Сермакшева
Ми ми ля ля соль соль ми
2022 г.
«Я — крестная мама Ани. В этом году, 7 июля, ей исполнилось 18 лет. Её день рождения (по старому стилю) приходится на языческий праздник Ивана Купалы — молодые девушки, венки, хороводы, ночные купания и поиски цветка папоротника.

Праздник летнего солнцестояния, самая короткая ночь в году и ключевая точка в отсчете годового цикла. В этот день девочка-Снегурочка из сказки прыгнула через костер и растаяла. Фабула этой сказки очень проста, текст занимает всего лишь одну страницу, а смысл непостижим и многогранен.

Я снимала проект в течение года. Мне хотелось быть свидетелем Аниной метаморфозы. Мне хотелось, чтобы ее маленький кусочек жизни стал и моим тоже. Возможно, через некоторое время, мы будем вспоминать, как снимали ее отражение в пруду, как Аня, сидя под яблоней, смотрела в банку на упавшего в нее жука, как ночью, босиком, ходила по лесу и играла на скрипке…»

Дмитрий Хван
There is someone underneath my bed
2023 г.
«Проект посвящен исследованию моих взаимоотношений с братом-близнецом. В детстве между нами чувствовалась уникальная связь, мы все время проводили вместе. Внешнее различие между нами было минимальным. На фотографиях из семейного архива сложно понять, кто из нас изображен на фото.

С возрастом мы начали дистанцироваться. У каждого появилась своя, отдельная жизнь. Постепенно мы теряем визуальное сходство и лет через 10 станем просто похожими братьями.

В своём проекте я пытаюсь уловить этот переходный момент, когда на фотографии мы с братом всё ещё остаемся идентичными. Я задаюсь вопросами о зрелых взаимоотношениях между близнецами, пытаюсь понять, в наших ли силах остановить процесс отдаления и снова ощутить ту связь, которая была между нами в детстве».

Алёна Ахмадуллина
Блуждающие огни
2022 г.
«Блуждающие огни — это славянский миф о насильно изгнанной из тела душе, которая вынуждена скитаться по земле без возможности раствориться в бестелесном пространстве. Она беспокойна, напугана и от того зла и агрессивна. Она заманивает своим светом живых, которые от контакта с потусторонним теряют связь с реальным миром и исчезают: уходят в чащу леса, вязнут на болотах, тонут в реках…»

Игорь Пехтерев
Без названия
2022 г.
Проект о детских воспоминаниях, переосмысливающий отношения автора с родителями и близкими, много лет назад и сегодня.
Отзывы о курсе
2023 г.
Дипломный проект я защитила в конце сентября 2023 года, а уже к июлю 2024 у меня было несколько выставок, 2-е место в конкурсе, 2 артист тока и одно интервью. Прямо сейчас моя работа участвует (и продается) в выставке в галерее на Винзаводе. Я думаю, что это лучше любых слов говорит о том насколько крутое образование дает школа.🤍
2023 г.
Периодически в жизни возникает желание вернуться в прошлое или стереть себе память, чтобы прожить опыт заново. Такое желание явно возникало после многих курсов Polezreniya, особенно - курса по современной фотографии. Невозможно не отметить структуру и продуманность курса. Многие университетские курсы были далеки от такого уровня.
2020 г.
Мое мышление полностью перевернулось. У меня поменялись интересы, появился новый круг общения. Первое время я вообще смотрел на мир как под наркотиками, и в каких ситуациях только не оказывался, когда выполнял дз для занятий. Я сделал свой первый проект в жизни, потратил на него кучу времени и сил. Я стал получать удовольствие от поиска идей, самой работы и полученного результата. В какой-то степени я стал осмысленнее смотреть на свою жизнь и мир вокруг.
2022 г.
Помимо фотографий, нам показывали перформансы, видео-арт, инсталляции, помогали нам писать тексты для наших проектов. Делились разной информацией, касательно текущих выставок, open-call'ов, резиденций.
2020 г.
Здесь преподают люди, для которых фотография — это жизнь и целый мир, и они очень комфортно и бережно помогут тебе открыть его для себя. Для меня эта школа стала вторым домом на целых 1,5 года, здесь я получила неоценимый опыт и поддержку преподавателей и сокурсников, нашла направление для дальнейшего развития в жизни.
2019 г.
By combining strong theoretical knowledge with very practical assignments, the courses I have attended enabled me to develop my own projects, to identify my visual style and to locate my practice in the wider context of contemporary art photography.
2021 г.
Когда шел на курс "Современная фотография", не думал, что будет настолько масштабно и серьезно. Оказалось круче, чем я ожидал. Много удивлений и открытий каждое занятие. И много удивления от себя, делал очень неожиданные вещи.
2020 г.
Команда преподавателей делает всё и даже больше, чтобы обучение было интересным, понятным и комфортным для каждого студента. Ты всегда можешь обратиться за помощью, советом и точно знаешь, что тебе помогут и подтолкнут в нужную сторону, если зашёл в тупик или чего-то не понял.
2023 г.
Приходится задумываться о том, что тебе вообще важно и причем тут фотоаппарат. Но со всеми этими мыслями ты не остаешься один - поддерживающие комьюнити из близких по ценностям людей остается и после обучения.
2022 г.
Для меня очень важна системность в обучении: не могу воспринимать информацию в хаотичном потоке. Екатерина и Владимир отличные лекторы, они делятся огромным количеством крутых фотопроектов современных авторов, базу которых собирали много лет.
2021 г.
Во время учебы мне дали рекомендации, уделили внимание к деталям, проявили терпение и готовность в решении проблем. Такое отношение мотивирует на творчество и даёт толчок для дальнейшего развития.
2023 г.
На мой взгляд, «Современная фотография» в Polezreniya — это один из лучших онлайн-курсов по современной фотографии на русском языке из доступных сегодня.