Cовременная фотография. Проекты студентов
Cовременная фотография. Проекты студентов
курс "Cовременная фотография. Практика визуального исследования"
Проекты студентов
На этой странице выборочно представлены проекты студентов курса «Cовременная фотография. Практика визуального исследования», сделанные под руководством Кати и Владимира Селезнёвых с 2017 по 2023 гг. На работу с проектом отводится 4−6 месяцев.
Перейти на страницу курса
Roxana Savin
I’ll be late tonight
2020 г.
"I'll be late tonight" — автобиографический проект, который Роксана Савин снимала с 2012 по 2020 год.

В книге показаны фрагменты жизни состоятельных экспатриантов в закрытой резиденции на окраине Москвы. Мужчины здесь работают, а женщины занимаются хозяйством. Других вариантов отношений не предусмотрено. За внешними обеспеченностью и лоском интерьеров скрывается необходимость поддерживать видимость идеальной жизни, замалчивать проблемы, связанные с приспособлением к новой стране или воспитанием детей, не показывать психологический дискомфорт и разочарования в домашней работе, кризис брака и отношений.

Время своего пребывания в резиденции Роксана описывает как период потери идентичности. «Мои фотографии могут казаться спокойными, — говорит художница. — Но в них меня волнует напряжение между явным и скрытым».

Наталья Рассказова
Время скорлупы
2020 г.
В своём проекте Наталья находит способы работы с фотографией в ограниченных условиях самоизоляции весной 2020 года.

Материалом становятся окружающие бытовые предметы. В натюрмортах они утрачивают свою утилитарность и образуют новые связи. Процесс создания абсурдных композиций из банальных объектов, появляющихся в квартире благодаря доставке продуктов, становится для автора рутиной, как и та внешняя реальность, которая ещё до недавних пор казалась невозможной.

Когда всё сподручное было отснято, Наталья решила, что остаётся снимать только яичную скорлупу. Впоследствии проект получил название «Время скорлупы» — сочетание слов, выражающее глухое уныние и слом привычного в поисках новых возможностей.

Иван Озеров
ἀνάμνησις *
2022 г.
«…Мое путешествие проходит по территории России, и на этом пути я обнаруживаю осколки общего мифа. Становясь протагонистом, встречая „противников и помощников, соблазны и опасности“, посредством фотографии я создаю свой собственный миф, отличный от других, но столь же универсальный, как и мифы, созданные до меня.».

*Ана́мнесис (греч. ανάμνησις — воспоминание) — в христианстве часть евхаристической молитвы, на которой вспоминаются дела истории спасения человечества.

Дмитрий Печурин
Бояться нечего
2020 г.
«Привычный, знакомый мне с детства, район Москвы вызывает ощущения дома, стабильности, безопасности. Подозревать в нём что-либо страшное — нелегко.

Раньше я часто слышал пугающие истории про эти места, но никогда не придавал значения слухам, пока в перспективе не появилась потенциальная угроза.

В поисках истины мне приходится метаться между эмоциональным отрицанием и чистыми фактами, которые вынуждают меня осознать, что проблема существует».

Артём Глухан
Дистанция
2023 г.
«34 года назад в первом классе я познакомился с Асей. Теперь мы живем вместе, у нас есть двое детей и три кота. За это время дистанция между нами постоянно изменялась — иногда мы как будто сидим вместе на берегу, а иногда между нами бесконечное море. Связь между нами иногда превращалась в веревку, которая нас связывала и душила, а иногда превращалась в нить, которая помогла выбраться на свет. Мы учились жить вместе, искали друг друга, потом отталкивали, потом искали снова. Я вижу Асю почти каждый день, но каждый раз с разного расстояния.»

Павел Борисов
Эврика
2022 г.
«Пущино — один из немногочисленных советских наукоградов, практически полностью сохранивших в российскую эпоху свою внешнюю и внутреннюю идентичность. Как и десятилетия назад, он является одним из центров современной науки, в его институтах работают ведущие учёные и исследователи.

Находясь в Пущино, чувствуешь себя немного не в своём времени. Кажется, что ты попадаешь в неизведанные фантастические миры, где каждая непонятная тебе вещь создана для каких-то удивительных целей. Мнимая очевидность рассказов сотрудников научных лабораторий завораживает и пугает — кажется, будто разговариваешь на разных языках с пришельцами с другой планеты…»

Елена Таганова
СНТ
2023 г.
На майские праздники я поехала на дачу и пошла гулять с фотоаппаратом на свой почти заброшенный участок. Я смотрела на то, как участки моих детских друзей пустеют, а дома превращаются в призраки. Поначалу мне просто нравилось снимать лес, эти дома и улицы, но постепенно я стала больше размышлять о том, как на основе личной истории передать опыт коллективной памяти о феномене СНТ.

Ирина Сермакшева
Ми ми ля ля соль соль ми
2022 г.
«Я — крестная мама Ани. В этом году, 7 июля, ей исполнилось 18 лет. Её день рождения (по старому стилю) приходится на языческий праздник Ивана Купалы — молодые девушки, венки, хороводы, ночные купания и поиски цветка папоротника.

Праздник летнего солнцестояния, самая короткая ночь в году и ключевая точка в отсчете годового цикла. В этот день девочка-Снегурочка из сказки прыгнула через костер и растаяла. Фабула этой сказки очень проста, текст занимает всего лишь одну страницу, а смысл непостижим и многогранен.

Я снимала проект в течение года. Мне хотелось быть свидетелем Аниной метаморфозы. Мне хотелось, чтобы ее маленький кусочек жизни стал и моим тоже. Возможно, через некоторое время, мы будем вспоминать, как снимали ее отражение в пруду, как Аня, сидя под яблоней, смотрела в банку на упавшего в нее жука, как ночью, босиком, ходила по лесу и играла на скрипке…»

Дмитрий Хван
There is someone underneath my bed
2023 г.
«Проект посвящен исследованию моих взаимоотношений с братом-близнецом. В детстве между нами чувствовалась уникальная связь, мы все время проводили вместе. Внешнее различие между нами было минимальным. На фотографиях из семейного архива сложно понять, кто из нас изображен на фото.

С возрастом мы начали дистанцироваться. У каждого появилась своя, отдельная жизнь. Постепенно мы теряем визуальное сходство и лет через 10 станем просто похожими братьями.

В своём проекте я пытаюсь уловить этот переходный момент, когда на фотографии мы с братом всё ещё остаемся идентичными. Я задаюсь вопросами о зрелых взаимоотношениях между близнецами, пытаюсь понять, в наших ли силах остановить процесс отдаления и снова ощутить ту связь, которая была между нами в детстве».

Алёна Ахмадуллина
Блуждающие огни
2022 г.
«Блуждающие огни — это славянский миф о насильно изгнанной из тела душе, которая вынуждена скитаться по земле без возможности раствориться в бестелесном пространстве. Она беспокойна, напугана и от того зла и агрессивна. Она заманивает своим светом живых, которые от контакта с потусторонним теряют связь с реальным миром и исчезают: уходят в чащу леса, вязнут на болотах, тонут в реках…»

Игорь Пехтерев
Без названия
2022 г.
Проект о детских воспоминаниях, переосмысливающий отношения автора с родителями и близкими, много лет назад и сегодня.

Юлия Акименко
Югэн
2023 г.
Проект «Югэн» — это размышление о памяти, сожалениях и попытках вернуть утраченные моменты, через различные фотографические методы, выразить скрытую красоту и нереальность воспоминаний.

«Основой проекта стало воспоминание о случае на набережной, когда я испытывала сильное желание поцеловать находившего рядом со мной человека, но упустила «решающий момент».

Много лет спустя, проходя мимо этого места, я увидела парочку на той же скамейке, что напомнило мне о прошлых чувствах и вернуло яркость воспоминания. Я сделала снимок.

Сделанный мной чёрно-белый снимок стал отправной точкой для создания проекта. В процессе работы я использовала различные подходы, переосмысляя своё воспоминание.

Каждую неделю я занималась икебаной: очищала пространство от лишних элементов, освобождая скрытую красоту цветов, и параллельно освобождала себя от сожалений и грусти.

Возвращаясь на набережную, я фотографировала скамейку, себя, окружающие детали. Я использовала технику цианотипии для фиксации следов воды, теней от деревьев и случайных прохожих, создавая связи между настоящим моментом и пространством моих воспоминаний.

Я делегировала воссоздание упущенной возможности нейросети. На основе фотографической концепции «решающего момента», техники икебаны, а также — не высказанных много лет назад слов и нереализованных фантазий, ИИ создал образы того, что могло быть тогда».


[ югэн ] - символическое восприятие явления природы или прообраза произведения, скрытая красота.
(яп. 幽玄 «сокровенный, тайный, мистический»)

Виталий Глухов
Который час?
2022 г.
Проект снят в период самоизоляции и карантинных ограничений 2020 года.

Будущее наступило. Так ли представляли себе третье десятилетие 21-го века те, кто ждал его и строил прогнозы? Будущее ли это на самом деле или только вялотекущее временное настоящее? Как долго оно продлится?

Об этом размышляет автор проекта, 24 часа в сутки находящийся в условиях замкнутого пространства. Время застыло. Нет возможности путешествовать, нельзя и страшно выйти из дома.

Фиксируя новую повседневность с помощью фотокамеры, Виталий систематизирует и переосмысливает свои переживания, связанные с новым пока ещё не изученным заболеванием, а за неимением возможности путешествовать, переносится в новые виртуальные миры с помощью интернета.

Анастасия Владиславлева
Говорят, птицы ненастоящие
2023 г.
Теории заговора, адренохром, конспирология…
Попытка понять, где ложь, а где истина в современном информационном поле, найти баланс между информацией и дезинформацией в медиа.

Ирина Дудикова
Эмир
2022 г.
«Этот проект берёт своё начало из дневника, который достался мне после смерти его владельца — советского инженера-металлурга, работавшего в космической промышленности на заводе им. М. В. Хруничева.

В этом дневнике в свободное от работы время, особенно — в последние годы жизни, он описывал свои идеи о мироустройстве, давал альтернативные объяснения исторических процессов.

Содержимое дневника казалось чем-то безумно странным и нетипичным, похожим на записную книжку не понятого никем гения, полную терминов, аббревиатур, чертежей невиданных конструкций и механизмов…»

Евгения Савдеева
Sense of body
2020 г.
«На протяжении жизни женщина проходит через разные стадии отношения со своим телом. В определённый момент оно перестаёт принадлежать ей одной. Возникают правила и табу, которым нужно следовать, вторгаются специальные „женские“ вещи и атрибуты.
Естественные проявления тела вдруг становятся постыдными. Появляются рамки, уместиться в которые возможно только буквально избавившись от части самой себя. Следование социальным стандартам и их внутреннее отрицание становятся неизменными сопровождающими женщины на долгие годы.»

Эта серия о принятии женского тела, борьбе, неприятии, самопознании и преодолении чувства стыда, корни которого, по словам Жени, уходят в детство и долгий период взросления, на протяжении которого девочка слышит от мамы одну и ту же фразу: «Если ты выглядишь не так, как должна, значит, с тобой что-то не так».

Вита Строганова
Город белых берез
2021 г.
Проект о городе Березники Пермского края.

Бóльшая часть жилой застройки Березников расположена над шахтами Березниковского рудоуправления. С 1986 года по наши дни в городе происходят техногенные землетрясения и образуются проседания грунта (провалы). Часть города сегодня затоплена, многие дома буквально ушли под землю.

Из города белых берёз — утопического рая и будущего советской индустрии — Березники постепенно и безвозвратно превращаются в маленький вымирающий провинциальный город современной России, существование в котором с каждыми днём становится всё опаснее.

Помимо фотографий, сделанных автором на территории Березников, в серию включены снимки, предоставленные городским архивом, а также фотографии из семейного архива художницы.

Ксения Костомарова
5 дней в неделю
2017 г.
Ксения — выпускница 11-го класса средней школы, исследует пространство, в котором она и её одноклассники вынужденно находятся практически с утра до вечера пять дней в неделю.

Эта серия — способ пристально рассмотреть метаморфозы подросткового сознания и попытаться определить, какое место в становлении личности занимает школа и тот социум, который формируется внутри и вокруг неё.

Марина Чернышева
Films
2017 г.
Проект состоит из частично засвеченных фрагментов 35-миллиметровых плёнок, найденных в фотолаборатории.

После проявки оператор отрезает от плёнки край и выбрасывает его в мусорное ведро. Эти выброшенные обрезки находит, отбирает и сканирует автор.

Лишённый содержания, отбракованный, но всё же сохранивший в себе частицу реальности фотоматериал становится носителем новой информации, создаёт собственное высказывание и, не претендуя на принадлежность к творчеству или искусству, свидетельствует об этой принадлежности, возможно, в большей степени, чем остальное содержимое плёнки.